Вопросы и ответы
Обращения граждан и юридических лиц
Порядок проведения государственной строительной экспертизы
Государственная строительная экспертиза в электронном виде
Экспертиза проектов перепланировки
Аспекты методологии проведения государственной строительной экспертизы
Чем определяется порядок проведения государственной строительной экспертизы?

Порядок и случаи проведения государственной строительной экспертизы определены Положением о порядке проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791 (далее – Положение № 791).
Кто принимает решение о представлении документации на государственную строительную экспертизу, в том числе в случаях, когда ее проведение является обязательным?

Принятие решения о проведении государственной строительной экспертизы относится к компетенции заказчика объекта строительства (в соответствии с пунктом 17 Положения № 791).
В каком случае заключение государственной строительной экспертизы утрачивает силу?

До вступления с 23.07.2024 в силу Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее - Кодекс), согласно пункту 4.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7), заключение государственной строительной экспертизы по проектной документации утрачивало силу, если производство строительно-монтажных работ на объектах строительства не начато в течение двух лет после его получения.

С вступлением 23.07.2024 в силу Кодекса и отменой указанной нормы Декрета №7, заключение государственной строительной экспертизы не утрачивает силы в указанных случаях. Согласно статье 72 Кодекса, в этих случаях проектная документация является неактуальной и подлежит актуализации, прохождению повторной госстройэкспертизы и утверждению.

В таком случае заказчик принимает решение о целесообразности внесения изменений в ранее разработанную проектную документацию либо о необходимости разработки новой проектной документации исходя из анализа объема необходимых изменений.

В случае принятия решения заказчиком о внесении изменений в проектную документацию в целях ее актуализации, согласно пункту 38-1 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476, заказчик, застройщик обеспечивают внесение изменений в разработанную предпроектную (предынвестиционную) документацию, ранее полученную разрешительную документацию и исходные данные по объекту, в том числе результаты обследования (для объектов реконструкции, ремонта), результаты инженерных изысканий. Разработчиком осуществляется анализ проектных решений на предмет их соответствия требованиям действующих технических нормативных правовых актов и обновленной предпроектной документации, разрешительной документации и исходных данных, пересчет сметной стоимости строительства в новый уровень цен.
Переработанная проектная документация представляется на государственную строительную экспертизу для последующего утверждения.

На государственную экспертизу представляются все разделы проектной документации, в которые внесены изменения, в том числе в обязательном порядке общая пояснительная записка, содержащая запись разработчика проектной документации о том, что выполнен анализ вновь полученной разрешительной документации, исходных данных, изменений требований законодательства в области архитектурной и строительной деятельности, в том числе состава и содержания проектной документации, действующих на дату внесения изменений в проектную документацию (на дату актуализации, соответствующую дате утверждения задания на проектирование), раздел организации строительства (в связи с изменением даты начала строительства и календарного плана), сметная документация (пересчитанная).

Стоимость проектных и изыскательских работ (далее – ПИР) по исполнительной смете, согласованной заказчиком и представленной на государственную строительную экспертизу, отличается от договорной стоимости. Имеет ли право заказчик после прохождения государственной строительной экспертизы исполнительной сметы пересчитать договорную стоимость?

В соответствии с подпунктом 31.3 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51, в главу 10 сводного сметного расчета на строительство включаются средства на ПИР, определенные по нормативам, утверждаемым Министерством архитектуры и строительства, то есть именно их нормативная стоимость, а не договорная, которая в установленных законодательством случаях может отличаться от нормативной.

В свою очередь, согласно Положению о порядке проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 №791 (далее – Положение №791), сметная стоимость строительства, включая средства на ПИР, подвергается при проведении государственной строительной экспертизы оценке соответствия установленным требованиям законодательства, то есть оценивается нормативная стоимость ПИР, а не договорная.

Расчет нормативной стоимости ПИР приводится в исполнительной смете, представляемой на государственную строительную экспертизу.

В соответствии с Методическими указаниями о порядке определения стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности ресурсным методом, утвержденными приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 13.06.2014 № 169 (НЗТ 8.01.00-2014), по завершении разработки проектной документации сумма средств на ПИР уточняется в составе исполнительной сметы с учетом фактических значений натуральных показателей запроектированного объекта строительства, его сформированной сметной стоимости, а также с учетом фактически понесенных организацией ненормированных расходов.

Согласно Положению №791, исполнительная смета не регулирует взаимоотношения заказчика и разработчика документации в части взаимоотношений, связанных с исполнением договора подряда, если иное не установлено данным договором.

Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297, разъяснение применения которых предоставлено Министерству архитектуры и строительства.

Таким образом, если иное не установлено договором на выполнение ПИР, исполнительная смета, отражающая нормативную стоимость ПИР, не является основанием для пересчета договорной стоимости.

Является ли обязательным проведение государственной строительной экспертизы проектной документации при перепланировке либо реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домах, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории, если эта перепланировка либо реконструкция не повлечет превышение проектных расчетных инженерных нагрузок на одно помещение и не будет затрагивать несущие строительные конструкции?

В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса реконструкция многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, с соблюдением обязательных требований технических нормативных правовых актов.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2013 г. № 384 утверждено:

  •   Положение об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки;

  • Положение о порядке реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории.

  • В соответствии с порядком производства работ по переустройству и (или) перепланировке и приемки выполненных работ, установленным Положением об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировке, проведение экспертизы проекта обеспечивается разработчиком проектной документации в случае, когда при переустройстве и (или) перепланировке производятся изменения в несущих конструкциях жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, а также жилых и (или) нежилых помещений в блокированных жилых домах высотой более 7 метров и одноквартирных жилых домов высотой более 7 метров.

    Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 21 декабря 2018 г. № 73 утверждена Инструкция о порядке проведения экспертизы проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме и определения стоимости проведения экспертизы.

    Порядок реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории, выполняемой по инициативе застройщика, определен Положением о порядке реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории.

    В соответствии с порядком производства работ по реконструкции и приемки в эксплуатацию, согласование, а также, при необходимости, проведение государственной строительной экспертизы проекта реконструкции, разработчик проектной документации осуществляет в установленном порядке.

    Проведение государственной строительной экспертизы установлено Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон) и осуществляется в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 г. № 791.

    Экспертиза проекта при переустройстве и (или) перепланировке, установленная Положением об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, и государственная строительная экспертиза, определенная Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и указанная в Положении о порядке реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории, являются разными видами экспертиз и регулируются отдельными нормами законодательства.

    Проведение государственной строительной экспертизы проектной документации осуществляется органами государственной строительной экспертизы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь строго в рамках выполнения административной процедуры, предусмотренной п. 3.8 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и другими организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 №156, в порядке, установленном Положением о порядке проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 №791 (далее – Положение).

    Подпунктом 6.1 пункта 6 Положения определены объекты, для которых проведение государственной строительной экспертизы установлено на обязательной основе, из которых не исключена, в том числе, и реконструкция в многоквартирном жилом доме.


    Алгоритм принятия решения о необходимости проведения первичной государственной строительной экспертизы

    В связи с большим количеством обращений заявителей по вопросам принятия решения о необходимости проведения государственной строительной экспертизы предприятием был подготовлен соответствующий алгоритм.

    Алгоритм построен в виде блок-схемы на основании требований Положения о порядке проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791 (далее – Положение).


    Первый уровень блок-схемы предусматривает исключение возможности проведения государственной строительной экспертизы по документации, которая не может быть отнесена к объектам государственной строительной экспертизы (п. 7, 8 Положения).

    Второй уровень блок-схемы предусматривает выбор источника финансирования объекта.

    В зависимости от источника финансирования на третьем уровне определяются пункты Положения, которыми следует руководствоваться при определении возможности отнесения документации к объекту государственной строительной экспертизы.

    На заключительном уровне рассматривается возможность отнесения документации к перечням проектной документаций Приложения 3 и Приложения 4 Положения для бюджетных и внебюджетных объектов соответственно, государственная строительная экспертиза по которой не является обязательной.

    Указанный алгоритм демонстрирует наглядным образом так называемый принцип «если …, если …», который используется при подготовке ответов на многочисленные обращения по вопросу необходимости предоставления документации на государственную строительную экспертизу.

    На практике это может выглядеть следующим образом: если документация по указанному объекту относится к проектной документации для строительства, если на разработку проектной документации по данному объекту получена в установленном порядке разрешительная документация, если данная проектная документация разработана в соответствии с утвержденным в установленном порядке заданием на проектирование, если проектная документация разработана в соответствии с требованиями к проектной документации для строительства по оформлению, составу и содержанию, и так далее. На основании многочисленных «если» заказчик принимает решение о необходимости прохождения государственной строительной экспертизы.


    Необходимо ли вносить изменения в ранее выданное заключение государственной строительной экспертизы в связи с изменением источника финансирования объекта строительства?

    В случае если представленная ранее на государственную строительную экспертизу проектная и сметная документации при изменении источника финансирования объекта строительства не подвергались изменению за исключением изменения размера средств в сводном сметном расчете на целевые отчисления, производимые заказчиками, застройщиками от стоимости строительно-монтажных работ на финансирование инспекций Госстройнадзора, то не усматривается необходимости для внесения изменений в заключение государственной строительной экспертизы.

    В случае если заказчик настаивает на изменении источника финансирования объекта строительства, указанного в заключении государственной строительной экспертизы, то документация в установленном законодательством порядке может быть представлена для проведения повторной государственной строительной экспертизы, но по результатам будет оформлено не заключение «о внесении изменений», а заключение «в дополнение». В этом случае будет проведена полноценная повторная государственная строительная экспертиза с учетом требований к составу и содержанию представляемой для проведения экспертизы документации.

    В случае если изменение источника финансирования объекта строительства привело к изменению структуры сметной документации (например, к разработке сводки средств, разделению работ на несколько сводных сметных расчетов или другое), или к другим изменениям в проектной или сметной документации, которые требуют повторного утверждения проекта заказчиком, то документация должна быть представлена для проведения повторной государственной строительной экспертизы в установленном законодательством порядке.

    Принятие решения о необходимости проведения повторной государственной строительной экспертизы, повторного утверждения проекта относится исключительно к компетенции заказчика объекта строительства.

    Может ли разработчик проектной документации выступать заявителем государственной строительной экспертизы после принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2023 № 721?

    Со вступлением в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2023 № 721 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476 и от 30 сентября 2016 г. № 791» (далее – постановление № 721) изменен порядок направления проектной документации для проведения государственной строительной экспертизы, а именно: заявителем при представлении проектной документации, разработанной для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иностранных инвесторов, начиная с 26.10.2023 вправе выступать только:

    заказчики,

    застройщики,

    генеральные подрядчики при строительстве объектов "под ключ",

    инженеры (инженерные организации) при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью.

    Разработчиком проектная документация может направляться только для проведения повторной государственной строительной экспертизы, если такая документация ранее направлялась данным разработчиком.

    В связи с изменением круга лиц, являющихся заявителями государственной строительной экспертизы, заказчикам предложено пройти регистрацию на портале органов государственной строительной экспертизы с созданием личных кабинетов пользователей.

    Противоречивые разъяснения отдельных органов государственного управления во вопросу представления документации на государственную строительную экспертизу после вступления в силу поставления № 721 не должны быть учтены при принятии своих решений заявителями государственной строительной экспертизы, поскольку исключительной компетенций на разъяснение порядка проведения государственной экспертизы обладает уполномоченный орган на осуществление методологического руководства деятельностью органов государственной строительной экспертизы - республиканское унитарное предприятие «Главгосстройэкспертиза». Разъяснения неуполномоченных органов государственного управления не имеют юридической силы.

    Что касается договоров подряда на разработку проектной документации, заключенных по результатам государственной закупки до вступления в силу постановления № 721, информируем, что органы государственной строительной экспертизы не являются стороной таких договоров независимо от даты их заключения и с учетом норм ч. 1 п. 3 ст. 289 Гражданского кодекса Республики Беларусь обязательств по исполнению условий таких договоров у органов государственной строительной экспертизы не возникает.

    Исходя из нормативных предписаний Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» о невозможности изменения условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки на основании поручения Совета Министров Республики Беларусь органами-регуляторами выработаны подходы по урегулированию данной ситуации.

    Согласно информационному письму Минстройархитектуры от 12.01.2024 № 09-09/491 «по действующим договорам на разработку проектной документации, заключенным по результатам государственной закупки до вступления в силу постановления № 721, обязанностью которых является получение разработчиком проектной документации заключения государственной строительной экспертизы, заказчик должен выдать разработчику проектной документации доверенность, на основании которой он будет обращаться с заявлением о проведении государственной строительной экспертизы проектной документации.

    Оформление заказчиком разработчику проектной документации доверенности на проведение государственной строительной экспертизы позволит выполнить ранее заключенный договор на прежних условиях с оплатой выполненных работ разработчику проектной документации.».

    Какова роль разработчика проектной документации в процессе проведения госстройэкспертизы? Может ли разработчик проектной документации обжаловать заключение госстройэкспертизы?

    С 26.10.2023 разработчик проектной документации постановлением Совмина № 721 исключен из числа заявителей госстройэкспертизы. При этом определено, что если ранее документация заявителем уже представлялась на госстройэкспертизу, то тот же заявитель вправе представлять документацию и в дальнейшем (п. 33 Положения № 791). Это касается повторной госстройэкспертизы, а также документации на последующие очереди строительства, этапы работ, выделенные в строительном проекте при параллельной разработке проектной документации и строительстве, объекты строительства, размещаемые в соответствии с утвержденным проектом застройки, строительные проекты при двухстадийной разработке проектной документации. Таким образом, в перечисленных случаях заявителем госстройэкспертизы вправе являться разработчик проектной документации со всеми вытекающими правами и обязанностями заявителя госстройэкспертизы, в том числе по обжалованию заключения госстройэкспертизы.

    В то же время по первично представляемой на госстройэкспертизу документации после 26.10.2023 (по случаям, не подпадающим под п. 33 Положения № 791) разработчик проектной документации не вправе являться заявителем госстройэкспертизы и, соответственно, не имеет каких-либо прав и обязанностей заявителя госстройэкспертизы, установленных законодательством или договорными отношениями с исполнителями госстройэкспертизы, в том числе не вправе обжаловать заключение госстройэкспертизы (п. 5 ст. 75 Градостроительного кодекса).

    В случае если заявитель госстройэкспертизы привлекает разработчика проектной документации в качестве своего представителя для целей взаимодействия с исполнителями госстройэкспертизы на основании ст. 183 Гражданского кодекса, то это не приводит к образованию дополнительных прав или обязанностей у разработчика проектной документации, поскольку последний совершает действия исключительно от лица представляемого (заявителя госстройэкспертизы), но не от своего лица. То есть все действия, которые совершает разработчик в рамках этого взаимодействия, считаются действиями заявителя, и разработчик не получает никаких самостоятельных прав или обязанностей в результате этого представительства. Таким образом, ответственность и права остаются у заявителя госстройэкспертизы.


    Если объект не подлежит классификации в соответствии с областью применения СН 3.02.07-2020 "Объекты строительства. Классификация" (далее - СН 3.02.07-2020), обязан ли заявитель представлять документацию на госстройэкспертизу?

    Если объект не подлежит классификации в соответствии с СН 3.02.07-2020, то заявителю при принятии решения о необходимости представления документации на госстройэкспертизу следует руководствоваться Градостроительным кодексом и Положением № 791.

    Объекты госстройэкспертизы на обязательной основе определены подп. 6.1 п. 6 Положения № 791, а по решению заказчика или застройщика - подп. 6.2 п. 6, а также приложениями 3 и 4 к Положению № 791. Документация, которая не может являться объектом госстройэкспертизы определена в п. 2 ст. 76 Градостроительного кодекса, а также в п. 7 Положения № 791.

    При принятии решения о необходимости представления документации на госстройэкспертизу следует руководствоваться нормами Градостроительного кодекса и Положения№ 791. Примерный алгоритм принятия решения о необходимости проведения госстройэкспертизы размещен на интернет-портале органов госстройэкспертизы в разделе "вопрос-ответ". Принятие такого решения зависит в том числе от отнесения объекта строительства к классу сложности К-5, от чего зависит необязательность госстройэкспертизы и возможность проведения госстройэкспертизы по решению заказчика при любом источнике финансирования строительства объекта.

    Одна из возможных причин появления данного вопроса заключается в неверной трактовке области применения СН 3.02.07-2020 о том, что ряд объектов не классифицируется согласно этим строительным нормам, например, изолированные помещения зданий и сооружений или инженерные сети, размещаемые в эксплуатируемых зданиях и сооружениях. Действительно, особых правил по классификации таких объектов в строительных нормах не установлено.

    Однако согласно п. 4.3 СН 3.02.07-2020 класс сложности объекта строительства, выделяемого из существующего здания (сооружения), принимается соответствующим классу сложности здания (сооружения), из которого он выделяется. В частности, квартиры в жилом доме или изолированные помещения в торговом объекте, если они являются объектом строительной деятельности, должны классифицироваться по классу сложности самого жилого дома или торгового объекта в целом.


    Проектная документация по объекту модернизации была утверждена до 22.03.2025 без получения заключения госстройэкспертизы, и объект был начат строительством. В случае внесения изменений в утвержденную проектную документацию может ли она быть повторно утверждена после 22.03.2025 без проведения повторной госстройэкспертизы?

    После 22.03.2025 проектная документация на модернизацию объекта не может быть утверждена без получения положительного заключения госстройэкспертизы, независимо от источника финансирования строительства и объема работ по модернизации, за исключением объектов 5-го класса сложности. Для объектов 5-го класса сложности при всех видах строительства и источниках финансирования решение о проведении госстройэкспертизы принимается заказчиком (п. 4 приложения 3, п. 5 приложения 4 к Положению № 791).

    При необходимости повторного утверждения проектной документации на модернизацию с внесенными изменениями, если ранее госстройэкспертиза не проводилась, требуется получение положительного заключения госстройэкспертизы по проектной документации в целом. В этом случае проводится госстройэкспертиза как для впервые представленной документации, с оценкой всех проектных решений, несмотря на то что в проектную документацию уже были внесены изменения, возможно, уже в ходе строительства. При последующем представлении этой проектной документации с внесенными изменениями будет проводиться повторная госстройэкспертиза в соответствии с гл. 6 Положения № 791 с оценкой внесенных изменений.


    Можно ли внести изменения в проектную документацию и представить ее на повторную госстройэкспертизу, если в процессе строительства была выявлена необходимость выполнения дополнительных работ или недостатки в проектной документации? Какие изменения могут быть внесены в проектную документацию для возможности проведения ее повторной госстройэкспертизы?

    Проектная документация, в том числе с внесенными в нее изменениями, подлежит госстройэкспертизе в случаях и порядке, установленных Совмином (ч. 1 п. 1 ст. 76 Градостроительного кодекса).

    В соответствии с п. 31 Положения № 791 повторная госстройэкспертиза проводится в случаях:

  • выдачи отрицательного заключения госстройэкспертизы;

  • необходимости повторного утверждения документации с внесенными в нее изменениями, в том числе внесенными изменениями в период приостановления действия заключения госстройэкспертизы.

  • Изменения, вносимые в утвержденную проектную документацию в связи с обнаруженными в ней недостатками или недостоверными исходными данными, в том числе в процессе строительства, могут быть представлены для проведения повторной госстройэкспертизы. При этом повторная госстройэкспертиза в данном случае проводится за счет лица, по вине которого возникла необходимость внесения таких изменений (п. 6 ст. 76 Градостроительного кодекса).

    Стоит отметить, что документация для проведения повторной госстройэкспертизы не будет принята, если после внесения изменений она перестала являться объектом госстройэкспертизы в соответствии с п. 2 ст. 76 Градостроительного кодекса, а также п. 7 Положения № 791. Например, если объект строительства был принят в эксплуатацию в установленном порядке или в документацию внесены изменения после выполненных строительно-монтажных работ для доведения до проектных параметров конструкций и инженерных систем, образовавшихся не в соответствии с утвержденной проектной документацией.


    До 23.07.2024 срок действия заключения государственной экспертизы по проектной документации ограничивался проектной продолжительностью строительства объекта, увеличенной на один год (п. 5 ст. 32 Закона N 300-З). С 23.07.2024 заключение госстройэкспертизы по проектной документации действует до приемки в установленном порядке объекта строительства в эксплуатацию, если иное не установлено законодательными актами (п. 4 ст. 77 Градостроительного кодекса). Каков срок действия заключений госстройэкспертизы по проектной документации, выданных до 23.07.2024?

    Поскольку постановлением № 969 исключена норма, которой предусматривались полномочия исполнителя госстройэкспертизы на принятие решения о продлении срока действия выданного заключения (абз. 6 п. 15 Положения № 791 в предыдущей редакции), то и заключения, выданные до вступления в силу Градостроительного кодекса, имеют срок действия - до приемки в установленном порядке объекта строительства в эксплуатацию. При этом не имеет значения факт продления или непродления срока действия заключения госстройэкспертизы до 23.07.2024 - заключение в обоих случаях имеет срок, установленный в Градостроительном кодексе.


    Является ли формат проведения государственной строительной экспертизы в электронном виде обязательным?

    Нет, заявитель государственной строительной экспертизы самостоятельно принимает решение о подачи заявления с прилагаемой документацией на бумажном носителе или в электронном виде.
    Как правильно подготовить проектную документацию в электронном виде для передачи заказчику и представления в экспертизу?

    Проектная документация, представляемая на государственную строительную экспертизу в электронном виде, должна соответствовать требованиям Инструкции о порядке формирования проектной документации и требованиях к ее оформлению в электронном виде, утвержденной Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2017 № 44.

    Ознакомиться с примером оформления проектной документации в соответствии с требованиями Инструкции.
    Кто должен подписывать заявление на проведение государственной строительной экспертизы в случае представления документации в электронном виде?

    Заявление на проведение государственной строительной экспертизы заверяется ЭЦП руководителя организации-заявителя или уполномоченным им сотрудником организации-заявителя. Заверение заявления на проведение государственной строительной экспертизы уполномоченным сотрудником организации-заявителя подтверждается соответствующей доверенностью. Доверенность оформляется на бумажном носителе, подписанная лично руководителем организации-заявителя, сканируется, файл заверяется ЭЦП руководителя организации-заявителя и представляется в блоке «Документы и сведения» в «приложениях к заявлению», совместно со сформированным файлом подписи в формате p7s или sgn.



    Что представляет собой заключение государственной строительной экспертизы в виде электронного документа и как его получить заявителю государственной экспертизы?


    Заключение государственной строительной экспертизы может быть выдано либо на бумажном носителе, либо в виде электронного документа (далее – ЭД). В случае необходимости выдачи заключения в виде ЭД заявитель при подаче электронного заявления посредством своего личного кабинета указывает в поле «Дополнительная информация»: «заключение выдать в виде электронного документа».

    Заключение государственной строительной экспертизы в виде ЭД, как и любой другой ЭД, оформленный в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», представляет собой набор файлов и состоит из двух неотъемлемых частей – общей и особенной. Общая часть представляет собой текстовый файл в формате PDF, полученный путем экспорта из текстового редактора (без вывода на печать и не путем сканирования заключения государственной строительной экспертизы на защищенном бланке). Соответственно, такое заключение не оформлено на защищенном бумажном бланке и не содержит визуальных заверений подписями должностных лиц, задействованных в его подготовке. Особенная часть ЭД состоит из файлов электронных цифровых подписей должностных лиц, задействованных в подготовке заключения. Количество файлов особенной части ЭД должно совпадать с количеством должностных лиц, подписывающих заключение.

    При оформлении заключения в виде ЭД не формируется заключение на защищенном бумажном бланке. В случае утери заявителем заключения, выданного в виде ЭД, ему может быть выдан дубликат также исключительно в виде ЭД.

    Кто должен подписывать договорные документы в электронном виде?

    В случае намерения подписать договор уполномоченным лицом (не являющимся руководителем предприятия) к договору необходимо приложить доверенность, подписанную электронной цифровой подписью руководителя предприятия. Вся дальнейшая договорная документация (например, дополнительные соглашения) подписываются тем же лицом, что и договор.

    Обращаем внимание, что в случае необходимости заявитель государственной экспертизы обладает юридическим правом и технической возможностью самостоятельно подготовить копию электронного документа на бумажном носителе в порядке, установленном Положением о порядке удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2010 г. № 1086.



    Чем определен порядок проведения экспертизы проекта переустройства или перепланировки?

    Порядок проведения экспертизы проекта переустройства и (или) перепланировки, а также порядок определения стоимости проведения такой экспертизы установлен Инструкцией о порядке проведения экспертизы проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме и определения стоимости проведения экспертизы, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации от 21.12.2018 №73.
    Является ли экспертиза проекта перепланировки административной процедурой?

    Экспертиза проекта не является административной процедурой, не имеет статуса государственной строительной экспертизы и не регулируется законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Взаимоотношения исполнителя и заказчика (проектная организация) регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь.
    Как определяется стоимость проведения экспертизы проекта перепланировки?

    Порядок определения стоимости экспертизы проекта перепланировки определяется исходя из затрат трудовых ресурсов на проведение экспертизы проекта перепланировки в зависимости от общей площади жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме и размера базовой величины, установленной Советом Министров Республики Беларусь. При необходимости предлагаем ознакомиться с примерами определения общей площади помещения в жилом доме.
    Как следует оформлять задание на проектирование в случае внесения изменений в утвержденную проектную документацию (задание на проектирование по внесению изменений либо дополнение к заданию на проектирование)?

    По объекту строительства должно составляться лишь одно задание на проектирование в соответствии с приложениями Е, Ж, К, Л СП 1.02.01-2023 «Состав и порядок разработки предпроектной (предынвестиционной) документации» и в случае внесения изменений в проектную документацию следует составлять «Изменение №… в задание на проектирование» с указанием номера в последовательности нумерации изменений.

    Форма изменения в задание на проектирование не утверждена Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь. Вместе с тем, полагаем, что его можно составлять аналогично формам основного задания на проектирование с указанием только:
    основания для внесения изменений;
    перечисления изменяемых номеров и наименований пунктов требований задания на проектирование с текстом измененных требований в новой редакции;
    перечисления дополнительных номеров и наименований пунктов требований задания на проектирование с текстом дополнительных данных и требований.


    В связи с поступающими электронными обращениями по различным вопросам архитектурной и строительной деятельности, государственное предприятие "Главгосстройэкспертиза" информирует, что к компетенции предприятия относится только проведение государственной экспертизы градостроительной и проектной документации в строительстве в порядке, установленном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476, а также разъяснения, относящиеся к проведению государственной экспертизы градостроительной и проектной документации в строительстве.

    Выдача рекомендаций по проектированию объектов строительства, консультации по принимаемым проектным решениям, за исключением случаев экспертного сопровождения проектной документации, выполняемого на договорной основе, разъяснение применения и содержания требований технических нормативных правовых актов не относится к компетенции органов государственной экспертизы.

    Выдача рекомендаций по проектированию объектов строительства, консультации по принимаемым проектным решениям, за исключением случаев экспертного сопровождения проектной документации, выполняемого на договорной основе, разъяснение применения и содержания требований технических нормативных правовых актов не относится к компетенции органов государственной экспертизы.

    Написать электронное обращение

    Физическое лицо
    Юридическое лицо
    Наименование организации
    РУП «Главгосстройэкспертиза»
    РУП «Главгосстройэкспертиза»
    Фамилия, имя, отчество либо инициалы гражданина
    Полное наименование юридического лица
    Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения
    Почтовый адрес (адрес места жительства (места пребывания)
    Адрес электронной почты
    Заполните это поле
    Текст обращения
    ?
    Вы можете приложить дополнительные документы или материалы в электронной форме, более полно раскрывающие суть Вашего обращения. Размер файла вложения не может превышать 128M. Для вложений допустимы следующие форматы файлов: doc, docx, rtf, jpg, png, txt, odt rar, zip,tiff, jpeg