Вопросы и ответы
Обращения граждан и юридических лиц
Порядок проведения государственной экспертизы
Государственная экспертиза в электронном виде
Экспертиза проектов перепланировки
Аспекты методологии проведения государственной экспертизы
Чем определяется порядок проведения государственной экспертизы?

Порядок и случаи проведения государственной экспертизы определены Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791 (далее – Положение № 791).
Кто принимает решение о представлении документации на государственную экспертизу, в том числе в случаях, когда ее проведение является обязательным?

Принятие решения о проведении государственной экспертизы относится к компетенции заказчика объекта строительства (в соответствии с пунктом 17 Положения № 791).
В каком случае заключение государственной экспертизы утрачивает силу?

Согласно пункту 4.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7), заключение государственной экспертизы по проектной документации утрачивает силу, если производство строительно-монтажных работ на объектах строительства не начато в течение двух лет после его получения.

В таком случае заказчик принимает решение о целесообразности внесения изменений в ранее разработанную проектную документацию либо о необходимости разработки новой проектной документации исходя из анализа объема необходимых изменений.

В случае принятия решения заказчиком о внесении изменений в проектную документацию в целях ее актуализации, согласно позиции Министерства архитектуры и строительства, заказчику следует обновить предпроектную документацию, ранее полученную разрешительную документацию (при необходимости), исходные данные, в том числе результаты обследования (для объектов реконструкции, ремонта), результаты инженерных изысканий, проанализировать проектные решения на предмет их соответствия требованиям действующих технических нормативных правовых актов и обновленной предпроектной документации, разрешительной документации и исходных данных.
Пересчитать сметную документацию, а затем представить переработанную проектную документацию на государственную экспертизу.

На государственную экспертизу представляются все разделы проектной документации, в которые внесены изменения, в том числе в обязательном порядке общая пояснительная записка, содержащая запись разработчика проектной документации о том, что выполнен анализ вновь полученной разрешительной документации, исходных данных, изменений требований законодательства в области архитектурной и строительной деятельности, в том числе состава и содержания проектной документации, действующих на дату внесения изменений в проектную документацию (на дату актуализации, соответствующую дате утверждения задания на проектирование), раздел организации строительства (в связи с изменением даты начала строительства и календарного плана), сметная документация (пересчитанная).
Стоимость проектных и изыскательских работ (далее – ПИР) по исполнительной смете, согласованной заказчиком и представленной на государственную экспертизу, отличается от договорной стоимости. Имеет ли право заказчик после прохождения государственной экспертизы исполнительной сметы пересчитать договорную стоимость?

В соответствии с подпунктом 31.3 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51, в главу 10 сводного сметного расчета на строительство включаются средства на ПИР, определенные по нормативам, утверждаемым Министерством архитектуры и строительства, то есть именно их нормативная стоимость, а не договорная, которая в установленных законодательством случаях может отличаться от нормативной.

В свою очередь, согласно Положению о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 №791 (далее – Положение №791), сметная стоимость строительства, включая средства на ПИР, подвергается при проведении государственной экспертизы оценке соответствия установленным требованиям законодательства, то есть оценивается нормативная стоимость ПИР, а не договорная.

Расчет нормативной стоимости ПИР приводится в исполнительной смете, представляемой на государственную экспертизу.

В соответствии с Методическими указаниями о порядке определения стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности ресурсным методом, утвержденными приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 13.06.2014 № 169 (НЗТ 8.01.00-2014), по завершении разработки проектной документации сумма средств на ПИР уточняется в составе исполнительной сметы с учетом фактических значений натуральных показателей запроектированного объекта строительства, его сформированной сметной стоимости, а также с учетом фактически понесенных организацией ненормированных расходов.

Согласно Положению №791, исполнительная смета не регулирует взаимоотношения заказчика и разработчика документации в части взаимоотношений, связанных с исполнением договора подряда, если иное не установлено данным договором.

Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297, разъяснение применения которых предоставлено Министерству архитектуры и строительства.

Таким образом, если иное не установлено договором на выполнение ПИР, исполнительная смета, отражающая нормативную стоимость ПИР, не является основанием для пересчета договорной стоимости.

Является ли формат проведения государственной экспертизы в электронном виде обязательным?

Нет, заявитель государственной экспертизы самостоятельно принимает решение о подачи заявления с прилагаемой документацией на бумажном носителе или в электронном виде.
Как правильно подготовить проектную документацию в электронном виде для передачи заказчику и представления в экспертизу?

Проектная документация, представляемая на государственную экспертизу в электронном виде, должна соответствовать требованиям Инструкции о порядке формирования проектной документации и требованиях к ее оформлению в электронном виде, утвержденной Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2017 № 44.

Ознакомиться с примером оформления проектной документации в соответствии с требованиями Инструкции.
Кто должен подписывать заявление на проведение государственной экспертизы в случае представления документации в электронном виде?

Заявление на проведение государственной экспертизы заверяется ЭЦП руководителя организации-заявителя или уполномоченным им сотрудником организации-заявителя. Заверение заявления на проведение государственной экспертизы уполномоченным сотрудником организации-заявителя подтверждается соответствующей доверенностью. Доверенность оформляется на бумажном носителе, подписанная лично руководителем организации-заявителя, сканируется, файл заверяется ЭЦП руководителя организации-заявителя и представляется в блоке «Документы и сведения» в «приложениях к заявлению», совместно со сформированным файлом подписи в формате p7s или sgn.



Что представляет собой заключение государственной экспертизы в виде электронного документа и как его получить заявителю государственной экспертизы?


Заключение государственной экспертизы может быть выдано либо на бумажном носителе, либо в виде электронного документа (далее – ЭД). В случае необходимости выдачи заключения в виде ЭД заявитель при подаче электронного заявления посредством своего личного кабинета указывает в поле «Дополнительная информация»: «заключение выдать в виде электронного документа». Также следует обратить внимание, что органы государственной экспертизы выдают заключения в виде ЭД только в случае заключения договора в виде ЭД. Для заключения договора в виде ЭД необходимо установить соответствующий «чекбокс» при подаче электронного заявления посредством своего личного кабинета.

Заключение государственной экспертизы в виде ЭД, как и любой другой ЭД, оформленный в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», представляет собой набор файлов и состоит из двух неотъемлемых частей – общей и особенной. Общая часть представляет собой текстовый файл в формате PDF, полученный путем экспорта из текстового редактора (без вывода на печать и не путем сканирования заключения государственной экспертизы на защищенном бланке). Соответственно, такое заключение не оформлено на защищенном бумажном бланке и не содержит визуальных заверений подписями должностных лиц, задействованных в его подготовке. Особенная часть ЭД состоит из файлов электронных цифровых подписей должностных лиц, задействованных в подготовке заключения. Количество файлов особенной части ЭД должно совпадать с количеством должностных лиц, подписывающих заключение.

При оформлении заключения в виде ЭД не формируется заключение на защищенном бумажном бланке. В случае утери заявителем заключения, выданного в виде ЭД, ему может быть выдан дубликат также исключительно в виде ЭД.

Чем определен порядок проведения экспертизы проекта переустройства или перепланировки?

Порядок проведения экспертизы проекта переустройства и (или) перепланировки, а также порядок определения стоимости проведения такой экспертизы установлен Инструкцией о порядке проведения экспертизы проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме и определения стоимости проведения экспертизы, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации от 21.12.2018 №73.
Является ли экспертиза проекта перепланировки административной процедурой?

Экспертиза проекта не является административной процедурой, не имеет статуса государственной экспертизы и не регулируется законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Взаимоотношения исполнителя и заказчика (проектная организация) регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь.
Как определяется стоимость проведения экспертизы проекта перепланировки?

Порядок определения стоимости экспертизы проекта перепланировки определяется исходя из затрат трудовых ресурсов на проведение экспертизы проекта перепланировки в зависимости от общей площади жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме и размера базовой величины, установленной Советом Министров Республики Беларусь. При необходимости предлагаем ознакомиться с примерами определения общей площади помещения в жилом доме.
Требуется ли уточнение выводов заключений государственной экспертизы (или повторное проведение государственной экспертизы) по объектам, представленным на государственную экспертизу до вступления в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2020 г. № 726 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»?

Органы государственной экспертизы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь осуществляют свою деятельность при проведении государственной экспертизы строго в рамках выполнения административной процедуры, предусмотренной п. 3.8 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и другими организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 №156, в порядке, установленном Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 №791.

При проведении государственной экспертизы осуществляется оценка соответствия (основная и (или) дополнительная) объекта государственной экспертизы требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В отношении объектов, по которым государственная экспертиза завершена, информируем, что оценка соответствия объекта государственной экспертизы требованиям нормативных правовых актов по заявлению о проведении государственной экспертизы и выдаче заключения государственной экспертизы осуществлена согласно действующим нормам законодательства на дату подачи такого заявления с отражением сведений о результатах проведенной оценки соответствия в заключении государственной экспертизы. Проведение оценки соответствия с учетом нормативных правовых актов, не вступивших в законную силу, недопустимо. При этом, вступившие в законную силу в процессе проведения оценки соответствия нормативные правовые акты, в частности, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2020 г. № 726 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь», не требуют её повторного проведения.

В связи с поступающими электронными обращениями по различным вопросам архитектурной и строительной деятельности, государственное предприятие "Главгосстройэкспертиза" информирует, что к компетенции предприятия относится только проведение государственной экспертизы градостроительной и проектной документации в строительстве в порядке, установленном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476, а также разъяснения, относящиеся к проведению государственной экспертизы градостроительной и проектной документации в строительстве.

Выдача рекомендаций по проектированию объектов строительства, консультации по принимаемым проектным решениям, за исключением случаев экспертного сопровождения проектной документации, выполняемого на договорной основе, разъяснение применения и содержания требований технических нормативных правовых актов не относится к компетенции органов государственной экспертизы.

Выдача рекомендаций по проектированию объектов строительства, консультации по принимаемым проектным решениям, за исключением случаев экспертного сопровождения проектной документации, выполняемого на договорной основе, разъяснение применения и содержания требований технических нормативных правовых актов не относится к компетенции органов государственной экспертизы.

Написать электронное обращение

Физическое лицо
Юридическое лицо
Наименование организации
РУП «Главгосстройэкспертиза»
РУП «Главгосстройэкспертиза»
Фамилия, имя, отчество либо инициалы гражданина
Полное наименование юридического лица
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения
Почтовый адрес (адрес места жительства (места пребывания)
Адрес электронной почты
Заполните это поле
Текст обращения
?
Вы можете приложить дополнительные документы или материалы в электронной форме, более полно раскрывающие суть Вашего обращения. Размер файла вложения не может превышать 128M. Для вложений допустимы следующие форматы файлов: doc, docx, rtf, jpg, png, txt, odt rar, zip,tiff, jpeg