Общая информация

Государственная экспертиза документации (далее – государственная экспертиза) является одним из основных направлений государственного регулирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и проводится для принятия заказчиками, застройщиками, инвесторами объективных и обоснованных решений по строительству объектов с соблюдением государственных приоритетов в области безопасности объектов строительства. При проведении государственной экспертизы осуществляется оценка соответствия (основная и (или) дополнительная) объекта государственной экспертизы требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЭТИ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯЮТ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПОДЧИНЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОМИТЕТУ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, В ИХ ЧИСЛЕ:
республиканское унитарное предприятие «Главгосстройэкспертиза»;
дочернее республиканское унитарное предприятие «Госстройэкспертиза по Брестской области»;
дочернее республиканское унитарное предприятие «Госстройэкспертиза по Витебской области»;
дочернее республиканское унитарное предприятие «Госстройэкспертиза по Гомельской области»;
дочернее республиканское унитарное предприятие «Госстройэкспертиза по Гродненской области»;
дочернее республиканское унитарное предприятие «Госстройэкспертиза по Могилевской области»;
дочернее республиканское унитарное предприятие «Госстройэкспертиза по Минской области»;
дочернее республиканское унитарное предприятие «Госстройэкспертиза по городу Минску».
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ГЛАВГОССТРОЙЭКСПЕРТИЗА» ЯВЛЯЕТСЯ ИСПОЛНИТЕЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОТНОШЕНИИ:
— градостроительных проектов:
государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь;
схем комплексной территориальной организации областей;
генеральных планов г. Минска и областных центров, генеральных планов городов областного и районного подчинения;
градостроительных проектов специального планирования;
градостроительных проектов детального планирования г. Минска и областных центров, городов областного подчинения и населенных пунктов, имеющих архитектурно-историческое значение;
градостроительных проектов детального планирования территорий особого государственного регулирования.
— проектной документации
— проектной документации, разработанной в качестве типового проекта в соответствии с ТКП 45-1.02-157-2009 (02250) «Проектная документация для строительства. Типовое проектирование. Состав и порядок разработки», утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства от 30 сентября 2009 г. № 324.
ДОЧЕРНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКИЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ «ГОССТРОЙЭКСПЕРТИЗА» ПО ОБЛАСТИ И Г. МИНСКУ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ОБЪЕКТА ЯВЛЯЮТСЯ ИСПОЛНИТЕЛЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОТНОШЕНИИ:
— градостроительных проектов (за исключением вышеуказанных градостроительных проектов, рассматриваемых республиканским унитарным предприятием «Главгосстройэкспертиза»);
— проектной документации на капитальный ремонт объектов первого — пятого классов сложности, проектной документации иных видов строительства для объектов второго-пятого классов сложности:
при сметной стоимости строительства до 15 млрд. рублей в ценах на 1 января 2016 г. — при финансировании строительства за счет средств республиканского бюджета и кредитов (в том числе иностранных), выданных под гарантию Правительства Республики Беларусь;
при сметной стоимости строительства до 150 млрд. рублей в ценах на 1 января 2016 г. — при финансировании строительства за счет иных источников, кроме указанных в абзаце втором настоящего подпункта.
Государственная экспертиза градостроительной и проектной документации осуществляется на основании пункта 1 статьи 31 и пункта 1 статьи 32 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон) и обеспечивается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (далее — экспертиза Госстандарта).
Помимо экспертизы Госстандарта проводятся другие государственные экспертизы градостроительной и проектной документации, необходимость которых установлена соответствующими законодательными актами и обеспечивается различными органами государственного управления: государственная экологическая экспертиза (статья 5 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 N 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»); государственная экспертиза энергетической эффективности (статья 22 Закона Республики Беларусь от 08.01.2015 N 239-З «Об энергосбережении»); государственная санитарно-гигиеническая экспертиза (статья 16 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 N 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»); экспертизы промышленной безопасности (статья 27 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 N 354-З «О промышленной безопасности»); другие, в том числе государственные.
Среди перечисленных других государственных экспертиз, как вытекает из Закона, именно экспертиза Госстандарта проводится на соответствие законодательству в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 31 и части 2 пункта 1 статьи 32 Закона порядок проведения экспертизы Госстандарта градостроительной и проектной документации устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.